На сцене Театра МДМ зрители оказываются внутри ожившей легенды. Мюзикл «Последняя сказка» от компании Бродвей Москва — это больше, чем шоу. Это красочное, динамичное и эмоциональное путешествие сквозь мир «Тысячи и одной ночи» в компании героев из современной Москвы. Их ждут поиски настоящей любви, невероятные приключения, волшебство (включая ковёр-самолёт), хит Таркана Şıkıdım, а также знакомые персонажи, чьи имена мы слышали с детства. Но кем они были на самом деле?
Предлагаем взглянуть на пять ключевых образов мюзикла — Сулеймана, Шахерезаду, Джинна, Аладдина и Али-Бабу — и сравнить их театральные воплощения с оригинальными сказочными и историческими прототипами. Получается удивительная картина: где-то фантазия следует канону, а где-то — играет с ним, придавая совершенно иные смыслы и заново оживляя образы.
Сулейман: правитель на грани реальности и легенды
На сцене мюзикла он — султан, один из важнейших персонажей Востока. Властность, харизма, величие — всё в нём говорит о статусе. И в истории действительно был такой человек — султан Сулейман I, прозванный Великолепным.
Он правил Османской империей в XVI веке, и по сей день считается самым могущественным её правителем. Сулейман был не только выдающимся стратегом, но и просвещённым монархом: он писал стихи, продвигал искусства, провёл юридические реформы. Его жена, славянка Роксолана (в османской традиции — Хюррем), стала первой женщиной в истории империи, получившей огромное политическое влияние при дворе.
В мюзикле образ Сулеймана — собирательный. Он ближе к сказочному архетипу — царю Шахрияру из «Тысячи и одной ночи», чем к строго исторической личности. Этот султан существует в мире чудес и верит в силу магии. Но за выдуманным образом чувствуется отголосок личности реального Сулеймана — великого человека, наделённого мудростью и внутренним достоинством.
В мюзикле «Последняя сказка» роль Султана Сулеймана играют Кирилл Гордеев, Сергей Ли и Андрей Школдыченко.
Шахерезада: голос сказок и символ женской силы
Шахерезада — не просто персонаж, это сама суть «Тысячи и одной ночи». По легенде, именно она придумала все истории, которыми мы до сих пор восхищаемся: про Аладдина, Синдбада, Али-Бабу. Шахерезада — дочь визиря, которая вызвалась стать женой Шахрияра, чтобы остановить череду казней. И она спасла не только себя, но и всех женщин города, рассказывая мужу сказки каждую ночь и прерывая их на самом интересном месте.
Её образ впервые появился в персидских рукописях, но по-настоящему приобрел свою каноническую форму благодаря французскому переводчику Антуану Галлану. Именно он сделал Шахерезаду не просто рассказчицей, а мудрой героиней — женщиной, которая побеждает несправедливость словом, а не мечом.
В мюзикле «Последняя сказка» Шахерезада — персонаж вне времени. Она как дух рассказа, посредник между мирами, наставница. Не удивительно, что именно она помогает героям разобраться в себе и в чувствах. Это логично: ведь Шахерезада в созданных ею сюжетах мастерски закручивает интригу, переплетая разные судьбы.
Роль Шахерезады в «Последней сказке» исполняют звёзды российского мюзикла Анастасия Стоцкая, Юлия Ива и Юлия Чуракова.
Джинн: могущественный дух из арабских легенд
Согласно Корану, джинны были созданы Аллахом из «беспламенного огня» — ещё до человека. Они обладают разумом и свободной волей, живут параллельно с людьми и способны как помогать, так и вредить. В арабских традициях джинны — это духи природы, пустыни, огня и воздуха. Некоторые из них добрые, другие — демонические. Считалось, что они могут вселяться в человека, наделять его силой или лишать рассудка.
В сказках джинны часто «запечатаны» в лампу, кольцо или сосуд — и их власть ограничена тем, кто их вызывает. Именно таким мы и видим Джинна в мюзикле — волшебным, ярким, но не всесильным. Он ведёт героев, но не решает всё за них. Он — катализатор, а не волшебная палочка.
В мюзикле «Последняя сказка» образ Джинна воплощают Александр Бабик, Александр Суханов и Артём Яковлев.
Аладдин: герой из сказки, которой не было
Аладдин — один из самых узнаваемых персонажей восточного фольклора. Но вот парадокс: изначально его история не входила в арабские или персидские версии «Тысячи и одной ночи».
Аладдин появился в европейском издании сказок — благодаря уже упомянутому Антуану Галлану, который услышал этот сюжет от сирийского рассказчика Ханна Диаба. Изначально действие фольклорной истории с участием героя происходило... в Китае. Да-да, первый Аладдин — сын бедного китайского портного. При этом некоторые исследователи считают, что он и вовсе имел христианские корни!
Однако именно в адаптации Галлана сказка обрела восточный колорит: магия, волшебная лампа, принцесса, злой колдун, дворец. Со временем Аладдин стал «арабским» героем по инерции — благодаря адаптациям, фильмам, театру.
В мюзикле Аладдин — харизматичный авантюрист, олицетворение мечты и риска. Его образ — результат века культурной переработки: от китайского фольклора к французской сказке, от арабской легенды — к театральному шоу XXI века.
В «Последней сказке» Аладдином стали актёры Александр Казьмин, Михаил Пятикопов и Алексей Фалько.
Али-Баба: разбойники, пещера и сказка с сюрпризом
История про Али-Бабу и сорок разбойников тоже кажется неотъемлемой частью «Тысячи и одной ночи», но она, как и сюжет Аладдина, появилась только в европейской версии сборника. Галлан услышал её, скорее всего, от того же Ханна Диаба, и тоже включил в свой перевод.
Али-Баба — простой дровосек, который случайно находит пещеру с сокровищами, открываемую по команде «Сезам, откройся!». Его брат погибает из-за жадности, а сам Али-Баба, с помощью умной рабыни Марджаны, спасает дом и обманывает разбойников.
Этот образ — идеальный пример сказочного «маленького человека», побеждающего силой ума, а не оружия, однако в «Последней сказке» он совсем не похож на своего прототипа из «Тысячи и одной ночи». Сохранив хитрый ум изначального персонажа, он встал на неправедный путь — вероятно, его испортили найденные в пещере богатства. Полностью раскрывать роль Али-Бабы в приключениях главных героев мюзикла не будем, однако отметим, что зрителя ждёт большой сюрприз.
Роль Али-Бабы исполняют Станислав Беляев, Андрей Бирин и Константин Иванов.
Сказка как зеркало: история сквозь времена
Мюзикл «Последняя сказка» — это не просто постановка с захватывающими спецэффектами и любимыми мелодиями (в том числе и хитом Таркана Şıkıdım). Это глубокая история о чувствах, в которой герои ищут путь друг к другу, преодолевая расстояние, непонимание и даже границы миров. А помощь им оказывают персонажи, за которыми стоят многовековые традиции и культурные смыслы:
Сулейман — напоминание о силе власти и справедливости, которая возможна даже в мире фантазии.
Шахерезада — голос истории и эмпатии, побеждающей страх.
Джинн — символ наших скрытых желаний, энергии и риска.
Аладдин — образ мечтателя, верящего в чудо.
Али-Баба — герой, через которого показано, как порой бывает сложно следовать светлым идеалам и не поддаться искушению.
Их образы делают мюзикл не только зрелищным, но и многослойным: за яркими костюмами и танцами скрывается целая вселенная идей, мифов и архетипов. Разумеется, зрителю не обязательно знать мифологию и историю, чтобы насладиться спектаклем. Но когда мы понимаем, откуда пришли эти образы, постановка раскрывается совсем по-другому — как культурная мозаика, в которой каждое имя наполнено смыслом.
Если вы хотите не просто посмотреть шоу, а погрузиться в настоящее театральное путешествие во времени и культуре, «Последняя сказка» станет идеальным выбором. Это история, в которой любовь оказывается сильнее всего — даже границ между реальностью и волшебством!
Реклама. ООО «МДМ ШОУ», ИНН: 9704060010, erid: 2bL9aMPo2e49hMef4peVu9ZzMn.
Все изображения взяты с сайта broadway-moscow.ru